вторник, 24 февраля 2015 г.

"Наш северный модерн, наш серый, моложавый…"

Наш северный модерн, наш серый, моложавый,
Ампиру не в пример, обойден громкой славой
И, более того, едва не уличен
В безвкусице, меж тем как, сумрачно-шершавый,
Таинствен, многолик и неподделен он.

Вот человечный стиль, для жизни создан частной,
Чтобы автомобиль во двор дугообразный
Въезжал, а там цвели сирень и барбарис.
Нарядных окон ряд, – прозрачный стиль, глазастый!
Никто не виноват, что тучей век навис.

Та музыка сошла, поэзия завяла.
Не то чтоб ремесла, – тепла в них было мало,
Но камень устоял, песчаник и гранит.
И каменной сове всё видно с пьедестала:
И нас переживет, и век пересидит.

Спасибо за цветы на лестничных перилах!
Гирлянды и жгуты чугунные за милых
Наставников сойти в младенчестве смогли,
Воспитывая глаз, и всё, что было в силах,
Всё делали для нас, в ущербе и пыли.

Александр Кушнер


Первая сова, которая мне пришла на ум - вот эта, охраняющая вход-грот в одно из самых примечательных петербургских зданий северного модерна. Огромные серые совы украшают фасад доходного дома 44 по Большому проспекту Петроградской стороны. Дом был возведен в 1906—1907 годах архитектором И. А. Претро и получил известность как дом Путиловой, или "Дом с совами" . На конкурсе лучших фасадов Санкт-Петербурга в 1912 году этот дом взял серебряную медаль. Кстати, первое премирование выдающихся фасадов зданий, воздвигнутых в столице за несколько предшествующих лет, имело место в 1901 году, и к тому моменту аналогичные конкурсы уже проводились в Париже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий